Warcraft III: Reign of Chaos (от англ. warcraft — военное ремесло, reign of chaos — царство хаоса) — одна из самых известных компьютерных игр в жанре стратегии в реальном времени. Разработана компанией Blizzard Entertainment при поддержке Vivendi Universal и выпущена в июле 2002 года. Warcraft III была одной из наиболее ожидаемых и популярных игр, 1,5 миллиона коробок предварительных заказов и более одного миллиона дополнительных коробок, проданных в течение месяца.
Warcraft III содержит четыре игровые расы — Альянс и Орда, которые уже были в Warcraft и Warcraft II, а также две абсолютно новые — ночные эльфы и нежить. 1 апреля Blizzard объявила, что будет пятая игровая раса — пандарены (это обещание было частично исполнено в дополнении The Frozen Throne). Пятая игровая раса, Пылающий легион, на стадии плей-тестинга была использована для создания неигровых персонажей и монстров. Шестая игровая раса была удалена при тестировании.[источник не указан 240 дней]
В комплекте с игрой поставлялся и редактор карт — World Editor, благодаря которому в сети появилось множество неофициальных карт.
Аддон The Frozen Throne выпущен в 2003 году.
Коллекционное издание
Blizzard выпустила две версии игры: обычную версию и ограниченное коллекционное издание. Коллекционное издание содержало следующие вещи:
Игру на CD
The official Warcraft III Cinematic DVD
Collector’s Edition Soundtrack.
Collector’s Edition manual.
The Art of Warcraft book.
Lithographic Prints
Появление героев
У игрока появилась возможность заказывать новый класс юнитов — героев. Герои у каждой расы уникальны и помимо способности сражаться наделены дополнительными способностями, которые усиливаются по мере набирания героями опыта и ставят героя выше любого другого юнита. Герой может прокачивать скиллы (навыки), носить предметы. Максимальный уровень героя — 10, на 6 уровне он получает возможность прокачать ultimate — обычно самую сильную способность героя. Всего герой обладает 4 скиллами, каждый из которых, за исключением ultimate, можно прокачать 3 раза. По сути дела, герой — аналог главного персонажа из RPG. Он обладает разными типами магических умений — атакующих, защитных, вспомогательных, а также аурами. Чаще всего, тот игрок, который первым докачал своего героя до уровня 6 и получил ultimate, становится победителем игры, поскольку получает сильнейшее преимущество над противником, ultimate не имеющим.
Опыт (англ. experience) — очки, начисляемые герою после каждого убийства враждебного юнита. Накопление опыта приводит к повышению уровня героя. Каждое повышение уровня усиливает героя и даёт возможность повысить уровень одного из его навыков.
Аура — способность героя подвергать себя и окружающих его союзных юнитов постоянному магическому воздействию. Ауры могут повышать защиту, атаку, скорость передвижения, скорость восстановления маны или здоровья и т. п.
Предметы — вещи, покупаемые для героя в магазине или подбираемые с крипов. Они усиливают характеристики героя, дают ауру, позволяют воспользоваться заклинанием.
Герои резко изменили геймплей и баланс — игра стала динамичнее и разнообразнее. Прокачка героя осуществлялась по принципу классической RPG и стала одним из важнейших факторов игры.
Прокачка осуществляется убийством войск противника или крипов (creep) — юнитов, управляемых компьютером и охраняющих значимые объекты и нейтральные постройки на карте. Кроме опыта за убийство крипа дают немного денег, а из «ключевых» крипов выпадают предметы. Сделано это, чтобы вынудить игрока играть агрессивно, а не застраиваться на базе. В дополнении The Frozen Throne герои за убийство крипов получают опыт только до 5 уровня.
Жёсткое ограничение количества юнитов
Ограничение по количеству юнитов в Warcraft III: Reign of Chaos реализовывалось посредством количества пищи. Каждому юниту в зависимости от боевой мощи ставится в соответствие определённое количество пищи, необходимое на его «пропитание». Пищу производят специальные постройки — фермы, имеется дополнительное ограничение в 90 пунктов. Даже при достижении этого предела армия игрока редко превышает 30 юнитов, поэтому упор в игре сместился в сторону качественных отличий юнитов и микроконтроля войск. Однако это ограничение можно изменить до 300 с помощью редактора карт Warcraft, запустить который можно из корневой папки игры (worldedit.exe).
Различные типы оружия и брони
В Warcraft III: Reign of Chaos получила дальнейшее развитие система уязвимостей и сопротивляемостей в зависимости от различных типов атаки и брони, впервые использованная Blizzard в StarCraft. Итого, существует шесть типов атаки:
Melee (обычная)
Piercing (дальний бой)
Magic (магическая)
Siege (осадная)
Chaos (силы тьмы)
Hero (герой)
И семь типов брони:
Unarmored (без защиты)
Light (легкая)
Medium (средняя)
Heavy (тяжелая)
Fortified (укрепленный объект)
Hero (герой)
Divine (божественная), но она есть только у некоторых уникальных юнитов и героев в кампании.
Каждый тип атаки наносит различный урон разным типам защиты. Например, магическая атака наносит двукратный урон по тяжёлой броне, укрепленная броня получает меньше повреждений от некоторых атак, а атака сил тьмы наносит полный урон по всем типам брони.
Тип атаки Magic, Hero и защиты Unarmored были добавлены в патче 1.06.
3D
Warcraft III: Reign of Chaos порадовал игроков 3D-графикой: карту можно было временно поворачивать на 900 по часовой стрелке и против, а также изменять угол обзора камеры и, вместе с тем, её дальность. Графика Warcraft III: Reign of Chaos радовала глаз — тщательно прорисованные юниты, яркие пейзажи и красивая магия. Кроме того, в игре есть три режима детализации, можно включать тени и менять насыщенность цвета до 32 бит.
World Editor
Warcraft III включает в себя редактор сценариев, использующий скриптовый язык, подобно тому, который был в StarCraft. С помощью редактора возможно изменять характеристики любого юнита, здания и заклинаний. Это привело к созданию игроками своих собственных (custom) киносцен, диалоговых вставок и погодных эффектов. Есть даже любительские фильмы, созданные с помощью World Editor. Многие custom-карты имели своеобразный, непохожий на оригинал геймплей. Редактор сценариев внёс огромный вклад в долговечность игры.
Онлайн-игра на Battle.net:
Конечно же, Warcraft III поддерживал то, что способствовало популярности Warcraft II: сетевую игру через Интернет на сервере Battle.net. Любой обладатель лицензионной версии игры мог сразиться там с игроками со всего света. Ресурс Battle.net стал необыкновенно популярным — там проводятся турниры среди профессионалов и играют миллионы обычных игроков.
Разработка
Blizzard анонсировала Warcraft III, тогда еще без приставки Reign of Chaos, 2 сентября 1999 года на европейской выставке European Computer Trade Show (ECTS)[4]. Тогда же было объявлено, что, в отличие от Warcraft II, новая игра будет полностью трехмерной, в ней будет шесть играбельных рас (Орки, Люди, Демоны, и еще три неизвестных) и она будет выполнена в новом жанре RPS[4][5][6]. Последнее означало, что игрок будет меньше фокусироваться на сборке ресурсов и управлении базой, и больше на развитии подконтрольных ему отрядов и выполнением квестов. Были показаны скриншоты игры и видеоролики, демонстрирующие геймплей. Можно отметить, что на тот момент графически игра выглядела весьма хорошо для того времени. Было сообщено, что игра выйдет в 2000 году[7].
К 2000 году стало известно, что четвертой играбельной расой станет Нежить[8]. В июне этого же года журнал GameSpot провел интервью с Робом Пардо, который сообщил, что игра закончена на 30% и что из игры была удалена одна из шести рас, которая так и осталась неназванной[9][10]. В декабре стала известна пятая играбельная раса, ею стала раса Ночных эльфов[11].
На выставке MacWorld Expo в июле 2000 года Blizzard объявила, что игра будет выпущена и для компьютеров Macintosh.
В конце 2000 года игра была перенесена на начало 2001 года. Тогда же Blizzard отказалась от жанра RPS, и было решено оставить игру в стиле RTS с наличием героев. Позже сроки выхода сдвигались еще два раза: сначала игру перенесли на вторую половину 2001 года[13], и затем - окончательно на 2002 год[14].
1 февраля 2001 года стало известно полное название игры - Warcraft III: Reign of Chaos. Тогда же стало известно, что количество играбельных рас сократится до четырех. Ими стали Альянс, Орда, Ночные эльфы и Нежить. Из Пылающего легиона решили оставить только юнитов и здания[15].
В ноябре 2001 года Blizzard выпустила обновление 1.09c для Diablo II, с помощью которого производился анонимный сбор информации о конфигурациях компьютеров для будущей оптимизации Warcraft III. Однако, при установке обновления можно было отменить сбор данных[16].
С 7 января по 8 февраля 2002 года состоялся набор бета-тестеров. Было отобрано около 5000 человек[17][18]. В бета-версии было возможно играть только через Battle.net и отсутствовали одиночная игра и возможность игры по локальной сети. Для тех, кто не участвовал в бета-тесте, Blizzard примерно раз в 1-4 дня представляла одного юнита или героя из игры.
Существует английская демо-версия игры, которая вышла 2 декабря 2002 года, через шесть месяцев после выхода игры[19]. Она содержит 5 миссий за орду, две из которых взяты из пролога Reign of Chaos, а три новые в дальнейшем вошли как отдельная мини-кампания в дополнение The Frozen Throne. В демоверсии нет возможности играть по сети и на пользовательских картах, и отсутствует редактор WordEditor. В ней также можно играть через Battle.net, но только матч один-на-один за орду и только между игроками демо-версии. Она весит около 100 Мб, и ее PC- и Mac-версии можно скачать с ftp Blizzard. Из интересных фактов можно отметить то, что из всех юнитов только Тралл говорит смешные фразы, если по нему кликать несколько раз. Остальные юниты смешных фраз не говорят.
Другие игры
Warcraft III: The Frozen Throne - официальный аддон к игре Warcraft III: Reign of Chaos, отправленный на золото 29 мая 2003 года, вышел в продажу 1 июля 2003 года. Несмотря на статус аддона, The Frozen Throne содержал четыре новых кампании, по 4 новых юнита и 1 героя для каждой расы, 5 нейтральных героев, обновлённый World Editor, изменённый баланс и имел оглушительный успех.
World of Warcraft — мультиплеерная ролевая игра, вышедшая в США в ноябре 2004 года. В отличие от прошлых игр Blizzard, имеет платную подписку. Несмотря на это, к 2008 году игра имела 10 миллионов подписчиков, и к ней было выпущено три аддона, которые также были успешны среди игроков.
Warcraft: Orcs & Humans и Warcraft II: Tides of Darkness — предыдущие игры вселенной Warcraft, выпущенные соответственно в 1994 и 1995 годах. Были очень популярны в свое время, некоторые издания называли их прорывами в жанре стратегий. Ко второй части был выпущен аддон Beyond the Dark Portal, а в 1999 году оригинал и аддон объединили в игру Warcraft II: Battle.net Edition, которая была переписана под Windows и имела поддержку многопользовательской игры через Battle.net.
Журнал Игромания — 9/10. В том же журнале игра получила награду «Лучшая стратегия»[21]. Также она была номинирована на награду «Лучший сюжет», однако не получила её, так как, по мнению критиков, «слишком уж неожиданны повороты истории Warcraft»[21]